Вторник, 24.10.2017, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 26 » Рекомендации к августовскому совещанию работник
15:14
 

Рекомендации к августовскому совещанию работник


^

Литература

  1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку / сост Т.О. Скиргайло, О. Волкова. – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

  2. Волкова О.В., Скиргайло Т.О. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: методика и опыт (1часть). – Казань: РИЦ «Школа», 2009.

Волкова О.В., Скиргайло Т.О. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: методика и опыт (2 часть). – Казань: РИЦ «Школа», 2009.

3. Т.М. Пахнова. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.

4. С.А. Павлова. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А,В,С)

С.А. Павлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

5. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. – Казань: РИЦ «Школа», 2008.

  1. Сенина Н.А. ЕГЭ в 11 классе. - Ростов-н/Д: Знания, 2008.

  2. Александров В.Н., Александрова О.Н., Соловьева Г.В. ЕГЭ.- Челябинск: Взгляд,

2005.

  1. Исуковская Е.В. Итоговые тесты. 11 класс // Русский язык. - 2007. - №4.

  2. Александров В.Н. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. пособие для 10-

11 кл. - Челябинск: Взгляд, 2006.

  1. Пащук Н. От анализа текста – к сочинению//Литература.-2007. - №№17. - 24.

  2. Антонова С.В., Склискова Т.И. Русский язык: Задания типа А ЕГЭ: Рабочая тетрадь: 1,2 - для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2006 (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

  3. Мальцева Л.И., Нелин П.И. Русский язык. ЕГЭ – 2009: учебно-методическое пособие / Мальцева Л.И., Нелин П.И.– Ростов н / Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008.

  4. Повышение качества образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы (Материалы по подготовке к ЕГЭ) / Составители: Т.Т. Фёдорова, Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло, О.В. Волкова, Л.С. Амирова. – Казань: РИЦ «Школа», 2009.

14. Загоровская О. В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009.

15. Капинос В. И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2008.


III. Особенности подготовки к ЕГЭ по литературе

Литература

1. Зинин С.А., Марьина О.Б., Попова Н.А. Литература: реальные варианты: ЕГЭ 2007 – 2008. – М.: АСТ - Астрель, 2007.

2. ЕГЭ 2010. Литература: экзаменационные задания / Авт. – сост.: С.А. Зинин. – М.: Эксмо, 2009.

3. Мадер Р.Д. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» / Литература в школе. - 2009.- № 4.

4. Миронова К.В. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» / Литература в школе. – 2009. -№ 7.

5. Бжедугова Ф.Х. Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет». 11 класс / Литература в школе. -– 2009. - № 3.

6. Рашидова З.М. Анализ эпизода / Литература в школе. – 2009. - № 11.

7. Иванова М.И. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». 10 – 11 классы / Литература в школе. – 2009.- № 5.

8. Сдаем единый государственный экзамен. Литература / авт. -2 е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

9. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10 -11 кл.: учеб. Пособие / Е.А.Зинина. – М.: Дрофа, 2006.

10. Зинин С.А. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по литературе. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

11. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественный речи: Пособие для учителя /Под общей редакцией Г. С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – 4 –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

12. ЕГЭ – 2009: Литература: реальные задания / С.А. Зинин, Марьина О.Б., Попова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.


^

на уроках русского языка и литературы

Литература

  1. Бархин К.Б. О свободном творчестве учащихся/ Русский язык в школе.- 2007. - №5.

  2. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (Поисковая деятельность)/ Русский язык в школе. - 2007.- №3.

  3. Криворотова Э.В. Познавательные задачи на текстовом материале/ Русская словесность.- 2006. - №8.

  4. Любичева Е.В. От хаоса слов – к речевому творчеству (межпредметная деятельность учащихся) / Русская словесность. - 2007. - №8.

  5. Гуляков Е.Н. Развитие художественных способностей школьников на уроках литературы / Русская словесность.-2007. -№7.

  6. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей / Литература в школе. -2006. - №7.

  7. Брякова И.Е. Этюд как один из способов развития литературно-творческих способностей учащихся / Литература в школе.-2009.-№3.


^

как средство воспитания интереса к русскому языку

Литература

  1. Ярешкова Т. Н. Задания для дифференцированного обучения /Русский язык в школе. - 2005. .- №3.

  2. ПарфеноваЕ.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка / Русский язык в школе.- 2005. - №3.

  3. Перевозный А.В. Разноуровневые упражнения по русскому языку/ Русский язык в школе.- 2007. - №3.

  4. Синева О.В. Уроки русского языка в разноуровневом и разноязычном коллективе / Русский язык в школе. -2007.- №5.


^

как средство повышения грамотности учащихся

Литература

  1. Зотина Т.В. Работа над ошибками в изложениях учащихся / Русский язык в школе. -2007. - №8.

  2. Русецкий В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление / Русский язык в школе.- 2005. - №2.

  3. Сокольницкая Т.Н. Текстовые ошибки и их классификация / Русский язык в школе. - 2007. - №7.

  4. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками / Русская словесность.- 2003.- №2.

  5. Парубченко Л.Б. Значение исследования ошибок для методики преподавания русского языка / Русская словесность. - 2005. - №3.

  6. Лунева С.В., Иванова С.Ю. Учимся… на ошибках / Русская словесность. - 2007. - №6.


VII. Информационные технологии в формировании

конкурентоспособных знаний по русскому языку и литературе

Литература

  1. Журналы: «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Наука и школа», «Народное образование», «Школьные технологии», «Русская словесность», «Завуч» - за 2007 - 2010 гг.

  2. Гумяков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: Метод. пособие / Е.Н. Гумяков.- М.: Дрофа, 2006.

  3. Тимонина Ю.В., Тростенцова Л.А. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / Русский язык в школе.- 2006. - №4.

  4. Бочкова Е.М. Использование видеоматериалов на уроках литературы / Литература в школе. - 2006. - №10.

  5. Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Литература в школе. - 2008. - №3.

  6. На пути формирования конкурентоспособных знаний /Составители: Г.А. Обернихина, Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.

  7. Профессионализм учителя как основа формирования конкурентоспособной личности: научно-методические статьи, разработки уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе /Составители: Г.А. Обернихина, Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. – Казань: РИЦ «Школа», 2008.

8. Повышение качества образования по русскому языку и литературе в общеобразовательных учреждениях: проблемы и перспективы: научно-методические статьи, разрабоки уроков и внеклассных мероприятий/Составители: Г.А. Обернихина, Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло - Казань: РИЦ «Школа», 2008.

9. Профессионализм учителя как основа формирования конкурентоспособной личности: научно-методические статьи, разработки уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе /Составители: Г.А. Обернихина, Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло - Казань: РИЦ «Школа», 2008.


^

Литература

  1. Развитие учительского потенциала как условие реализации инновационных образовательных программ: научно-методические статьи, разработки уроков и внеклассных мероприятий / Составители: Обернихина Г.А., Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – Москва-Казань: РИЦ «Школа», 2009.

  2. Томсон Н.А. Технология модульного обучения на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 2007. - №3.

  3. Докукина М.А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики / Русский язык в школе. -2005. - № 6.

  4. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 2007.- №8.

  5. Коршунова Н.С. Развитие критического мышления. Рассказ В.В. Набокова «Сказка» в 10 классе / Русская словесность. - 2007. -№1.

  6. Карева Т.А. Работа с опорными схемами и конспектами на уроках литературы / Русская словесность. - 2006. - №5.

7. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся / Завуч. - 2007. -№ 8.

8. Якименко Р.В. Проектная деятельность по литературе: организация работы по созданию поэтического сборника / Русская словесность. -2007. - №1.

9. Лукьянова М.И. Теоретико-методические основы организации личностно ориентированного урока / Завуч. - 2006. - №2.


^

Литература

  1. Шестакова Л.Л. Стихотворение И. Анненского «Гармония» / Русский язык в школе, 2005. - №4.

  2. Еремина Т.Я. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» / Русская словесность. - 2007. -№8.

  3. Грязнова А.Т. «Незаурядный версификатор» / Русский язык в школе.- 2005. - №5.

  4. Гулова И.А. Анализ стихотворения Д.Самойлова «Была туманная луна…» / Русский язык в школе.- 2005. - №3.

  5. Шушакова О.В. Сценарий открытого урока – мастерской по лирике О.Э. Мандельштама, А.А. Фета, Г.Р. Державина в 11 классе / Завуч. – 2007. - № 8.

  6. А.Блок. «На поле Куликовом». Материал к уроку. XI класс / Литература в школе. - 2006. - №6.

  7. Урок пушкинского стиха. VII класс / Литература в школе. - 2006.- №11.

  8. Колокольцев Е.Н. Интонационный анализ лирических произведений / Литература в школе. - 2008. - №1.

  9. Кузнецова Л.П. Знакомимся с поэзией И. Бродского. Урок-исследование / Литература в школе. - 2005. - №12.

  10. Изучение творчества Маяковского в VII классе / Литература в школе. -2005. - №12.

  11. Соловей Т.Г. «Потому что я с севера, что ли». Анализ поэтического цикла. Персидские мотивы С. Есенина. XI класс / Литература в школе. -2005. -№11.

  12. Зорич Л.И. Человек, время, история в поэме А.Т.Твардовского «По праву памяти». 11 класс / Русский язык и литература.-2009. - №3.

  13. Гончарова Н.Г. Несколько слов о «пылинке дальних стран» / Русская словесность.-2009.-№1.

  14. Апалина Н Л Стихи Роберта Бернса. 7 класс / Литература в школе.-2009.-№1.

  15. Морар В.А. «Ключевое понятие Родины…». Поэзия В.В.Набокова. 11 класс / Литература в школе.-2009.- № 4.


^

Литература

1. Сидорова М.Л. Первые шаги. Система обучения анализу художественного текста / Русская словесность. - 2003. - №2.

2. Кузнецов И.В. Опыт анализа эпического произведения: временная и ценностная организация рассказов И. Бунина / Русская словесность. - 2007.-№5.

3. Мирзаян М.А. Технология изучения эпического произведения, деятельностный подход к изучению литературы в 5 классе / Русская словесность. - 2007. - № 8.

4. Завьялова О.С. Анализ художественного текста: от композиции к смыслу / Русская словесность. - 2006. - № 2.

5. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы / Литература в школе. - 2007. - № 10.

6. Изучение рассказов И. А. Бунина в 11 классе / Литература в школе. 2006. - №11.

7. Изучение прозы А.П. Чехова. X класс / Литература в школе. - 2007. - №12.

8. Изучение творчества Л.Н. Толстого / Литература в школе. - 2005.-№ 9.

9. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Русская литература XX века. 11 класс: Тематическое планирование к учебнику В.А. Чалмаева и С.А. Зинина с учётом национально-регионального компонента. - Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 114 с.

10. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И. Сахарова и С.А. Зинина с учётом национально-регионального компонента. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

11. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Тематическое планирование уроков литературы в 5-7 классах с учётом национально-регионального компонента. - Казань: РИЦ «Школа», 2007.

12. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с учётом национально-регионального компонента. - Казань: РИЦ «Школа», 2008.

13. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения: Пособие для учителя. – Казань: РИЦ « Школа», 2008.

14. Завгородняя Г.Ю. Повесть И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша»: диалог с Н.С.Лесковым / Русская словесность. - 2009. - № 2.

15. Княжицкий А.И. «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына. Опыт медленного чтения / Русская словесность.-2009. - № 2.

16. Ермолаева Н.Л. Роман И.А.Гончарова «Обломов» на уроках литературы. 10 класс / Литература в школе. - 2009. - №1.

17. Каргалова М.А. Рассказ К.Д.Воробьева «Уха без соли». 6 класс / Литература в школе. -2009. - №5.

18. Саложенкина Т.Б. Человек и общество в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь». 11 класс / Литература в школе.-2009.- № 6.


^

Литература

  1. Зайцева Н.А. Интегрированный урок литературы, русского языка, живописи и музыки на тему «Зима» в 5 классе / Русская словесность. - 2007. - №5.

  2. Шенкман В.И., Аликина И.С. Библия. Классика. Современная литература. Три интегрированных урока / Русская словесность. - 2006. - №2.

  3. Белова Н. А. Реализация интеграции при изучении русского языка и литературы в школе на текстовом материале / Русская словесность.- 2005. - №8.

  4. Кочергин Л.Л., Троикина Л.А. Интегрированные уроки в школе: история – литература. 11 класс.- Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Лактионова Н.П. «Слово смело пошло за живописью». Поэзия футуристов и авангардная живопись начала XX века. XI класс / Литература в школе. - 2007.- №7.

  6. Рябцева Е.А. Описание животных. Обучение сочинению по музыкальному произведению К. Сен-Санс «Карнавал животных» / Литература в школе. - 2006. - №12.

  7. Лобкова Е.В. Живопись и музыка на уроке, посвященном народной драме. V класс / Литература в школе. - 2006. - № 2.

  8. Завьялова Е.М. Тема осени в словах и красках. Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. VI класс / Литература в школе.-2007. - № 9.

  9. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Год русского языка в Татарстане // Магариф, 2008.- № 1.

10. Алферова А.А. Интегрированный урок литературы в школе с этнокультурным компонентом образования / Русская словесность.- 2009.- № 2.

  1. Казакова С.К. О портретах русских писателей. Жуковский – певец невыразимого / Литература в школе.-2009. - № 6.


XII. Рецензия как один из видов творческих работ учащихся

Литература

  1. Тихова В.В. Обучение рецензированию в 10-11 классах профильной школы / Русская словесность. - 2005. - № 8.

  2. Тихова В.В. Обучение рецензированию в школе: проблема отбора теоретических сведений / Русский язык в школе. - 2005. - № 5.

  3. Пранцова Г.В. Сочинение в жанре рецензии / Русская словесность. - 2006. -№ 4.

  4. Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. Новейшая проза. Опыт рецензирования / Русская словесность. - 2005.- № 1.

  5. Скиргайло Т.О. Сочинения в жанре рецензии, интервью: Пособие – Казань: Слово, 2006.

XIII. Мониторинг качества знаний учащихся

Литература

  1. Новикова Л.И. Проблема диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся / Русская словесность. - 2005. - № 7.

  2. Петухова Л.В. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля / Завуч. - 2006. - № 5.

  3. Система дифференцированного контроля и оценки ЗУН учащихся // Курганский С.М. Концепция развития школе / Завуч. - 2006. - № 4.

  4. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников / Завуч. - 2006. - № 8.

5. Промежуточная (годовая) аттестация учащихся по профильным предметам в многопрофильной гимназии// Копанева Г.А., Ломакина Н.П. Выстраивание траектории профильного и предпрофильного обучения в многопрофильной гимназии / Завуч.- 2006. - № 6.

6. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О., Волкова О.В. Квалиметрические материалы для проверки знаний и умений по русской литературе учащихся V-XI классов русских и татарских школ /Методические рекомендации. - Казань: РИЦ «Школа», 2006.

7. Перепелкина Н.А. «Входит в наш мирок миров разноголосица». Проверочные работы по обзорным темам. 9 класс / Литература в школе.-2009.-№2.

8. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Методика диагностики качества знаний учащихся по русской литературе /Методические рекомендации. - В кн.: Методика индикативной оценки качества образования в школе. – Казань: РИЦ «Школа», 2006.


XIV. Использование интерактивных технологий

при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Интернет-источники


^

ПРИОРИТЕТЫ, ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ


Л. Ф. Иванова,

заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

кандидат педагогических наук,

доцент, почетный работник общего образования РФ


Система школьного иноязычного образования в Республике Татарстан отличается вариативностью. В 2064 учебных заведениях - общеобразовательных школах, прогимназиях, гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением иностранных языков - изучают иностранный язык 348 952 школьника. По итогам годовых отчетов руководителей муниципальных образований, успеваемость учащихся по иностранным языкам составляет 99,9 %, качество - 64,3 %.

Изменение системы обучения иностранным языкам в РТ характеризуется отказом от единообразия, поиском новых форм, внедрением различных вариантов изучения языка. Это - раннее обучение, углубленное обучение, профессионально-ориентированное, обучение на билингвальной основе, интенсивное обучение, изучение иностранного языка через родной (татарский) язык, дополнительное образование.

Учителя иностранного языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» (директор Г.А. Назипова, зам. директора Ю.Ф. Юрченко), «Средняя общеобразовательная школа №9» (директор Г.Г. Латышева, зам. директора Н.В. Гурьянова), «Гимназии №122» (директор О.А. Тигина, зам. директора Г.С. Панферова), «Гимназии №155» (директор Г.З. Сибгатуллина, зам. директора Г.Х. Садыкова), «Гимназии №19» (директор Р.И. Заманов, зам. директора Г.Р. Шакирзянова), МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска (директор В.Н. Кистеева) обеспечивают повышение качества иноязычного образования за счет использования современных технологий, таких, как информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, проектные, обучение в сотрудничестве. Широкое применение находят мультимедийные средства, компьютерные обучающие программы, программы разноуровнего метода обучения.

В 2009/2010 учебном году учителя иностранного языка 108 школ РТ стали участниками республиканского эксперимента по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков. Учителя иностранного языка Камскополянской средней общеобразовательной школы Нижнекамского муниципального района РТ (А. Р. Мутигуллина, Р. Р. Бикмамбетова), Рыбнослободской средней общеобразовательной школы №2 и Кутлу-Букашской СОШ Рыбнослободского муниципального района РТ (Г. М. Сафина, О.И. Башева), Обсерваторской, Айшинской СОШ Зеленодольского муниципального района РТ (Р. И. Гибадуллина, Л. М. Гаязова), Шеморданской СОШ Сабинского муниципального района РТ (М. Н. Якупова), лицея №116 г. Казани (О. Н. Тимошенко, Н. Л. Бабинцева) отмечают положительные результаты эксперимента:

- ускорение и интенсификация обучения иностранному языку;

- активизация познавательных интересов обучающихся;

- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Технология обучения английскому языку на базе татарского языка, минуя язык-посредник, под руководством сотрудников кафедры ИРО РТ разрабатывается и апробируется на опытно-экспериментальных площадках в Кукморском муниципальном районе (МОУ «Большекукморская средняя общеобразовательная школа»), Актанышском муниципальном районе (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»), Балтасинском муниципальном районе (МОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»), гимназии №5 г. Казани.

Новое явление для массовой общеобразовательной школы - обязательное изучение иностранных языков со 2-го по 4-й класс в начальной школе. В 2009/2010 учебном году 6 776 школьников начали изучать иностранный язык в начальной школе.

При организации обучения иностранному языку на начальной ступени следует обязательно принимать во внимание:

- наличие программы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста и ее соотнесенность с программой обучения, развития и воспитания в начальной школе;

- учебную, учебно-методическую, техническую и информационно-техническую обеспеченность процесса обучения;

- профессиональную готовность учителя к самоактуализации и самореализации в процессе творческой педагогической деятельности на начальной ступени общего среднего образования;

- педагогическое сотворчество учителей начальной школы и учителей иностранного языка.

Положительный опыт работы в этом направлении можно наблюдать в школах №86, №126, №132 г. Казани, №12 г. Чистополя, «Каргалинской гимназии» Чистопольского муниципального района РТ, гимназиях №8, №96, №155 г. Казани, гимназии №3 г. Зеленодольска, «Никольской средней школе» Спасского муниципального района РТ и т.д.

Наряду с этим следует отметить две очень серьезные проблемы. Это:

- не знание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам;

- дефицит педагогических кадров.

В помощь учителям сотрудниками кафедры ИРО РТ разработаны содержательный модуль «Методики обучения иностранным языкам на раннем этапе»; методические пособия «Механизмы успешности обучения иностранным языкам на раннем этапе», «Стратегии раннего обучения иностранным языкам», «Коммуникативные игры на уроках иностранного языка»; интерактивная обучающая программа “Englishland for Children”для дистанционного обучения.

Введение профильного обучения согласно утвержденному федеральному базисному плану – это одно из важнейших достижений личностно-ориентированной парадигмы. Учащимся предоставляется возможность выбора: завершить изучение иностранного языка на среднем уровне или углубленно изучать иностранный язык для специализации.

Однако с введением профильного обучения возникло множество проблем. Одна из них связана с недооценкой возможностей филологического профиля, который может служить основой для самого широкого спектра специальностей. Как видно из схемы №1,


Схема №1





в настоящее время большим спросом пользуются специальности, где иностранный язык выступает в своей прикладной функции часто как составная часть другой предметной области. Многие школьники хотели бы использовать свои иноязычные знания и умения именно как одно из средств в профессиональной деятельности. Поэтому, опираясь на личностно-ориентированный подход и, исходя из задачи, сделать профильное обучение отвечающим потребностям школьников, сотрудники кафедры вместе с ведущими учителями республики разработали и продолжают разрабатывать элективные курсы, носящие прикладной характер.

Учителем высшей квалификационной категории гимназии №122, кандидатом педагогических наук Л. А. Яруллиной создана серия пособий «Discover Tatarstan». Учителями гимназии №96 г. Казани В. А. Чугаевой и И. Р. Калимуллиной разработан курс «Practical Math», представляющий собой дисциплинарную программу. Элективный курс «Казановедение», созданный учителем высшей квалификационной категории английского языка лицея №116 О. П. Тимошенко, – это путеводитель по Казани.

Практическую ценность имеют также учебно-методическое пособие учителя высшей квалификационной категории, кандидата педагогических наук Г. В. Тарасовой «Talking about Kazan», программа «Технология перевода» учителя английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» Н. Л. Ибраевой, спецкурсы «Культурология», «Деловой английский и международный туризм», разработанные учителями высшей квалификационной категории гимназии №155 Г. Х. Садыковой, Л. Р. Рахмановой, Н. И. Гариповой. Элективный курс «Зарубежная литература на английском языке», разработанный учителем английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №165» г. Казани с учетом культурологического подхода к обучению является также актуальным и значимым. Все авторские разработки вносят то или иное новшество в формирование целостной системы знаний по иностранному языку, в обновление содержания иноязычного образования и могут быть использованы в опыте других учителей.

В Республике Татарстан на 1 сентября 2009 г. в 1940 школах (323 112 учащихся) изучался английский язык, тогда как немецкий язык - только в 392 школах (21203 учащихся), французский язык - лишь в 68 школах (4637 учащихся) РТ, а другие языки (арабский, турецкий, польский, иврит) - в 28 школах (1213 учащихся). Причина такого соотношения кроется не только в развивающихся рыночных отношениях, при которых английский язык является наиболее востребованным, но и в желании родителей следовать конъюнктуре, с позицией которой владение английским языком считается более престижным.

Но что мы при этом теряем? Любой исчезающий язык уносит с собой культуру.

В целях сохранения языкового плюрализма в республике на основе расширения пространства функционирования, прежде всего, немецкого и французского языков предлагается «Программа сохранения языкового разнообразия», разработанная на кафедре методики преподавания иностранных языков ИРО РТ с учетом следующих факторов:

- английский, немецкий, французский языки являются языками международного общения. И хотя английский язык лидирует в этом качестве, при условии, что школа может обеспечить изучение двух иностранных языков, не так уж и важно, чтобы он был первым иностранным языком;

- наш регион имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, в частности в сфере профессионального образования, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным. Так, регион Средней Волги традиционно имеет тесные экономические связи с Германией: имеются совместные предприятия, и от будущего специалиста требуется, в первую очередь, владение немецким языком. В этом случае важно, чтобы он сохранил свой статус первого иностранного языка или хотя бы обязательно изучался как второй иностранный язык;

- каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому предмету, традиционно высокие результаты обучения, участие в олимпиадах, поступление в вузы и успешное обучение в них. Все это дает основание для сохранения позиций того или иного языка.

Наиболее благоприятным вариантом усвоения иностранного языка является изучение языка в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка обусловливает многомерность и сложность учебного процесса в контексте иностранного языка.

Управляемый процесс овладения языком связан с такими понятиями, как «преподавание языка и изучение языка», т.е. с обучением языку. Обучение есть основной путь получения языкового образования, и выступает в широком смысле как специально организуемая деятельность по приобщению обучающихся к иностранным языкам. Учитывая то, что сущностью обучения является, прежде всего, взаимодействие учителя и ученика, можно трактовать это понятие как специальным образом организованный, планомерный и систематический процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учащегося и учителя осуществляется усвоение и воспроизведение в речевом иноязычном, когнитивном и социокультурном опыте.

Таким образом, деятельностная сторона процесса обучения иностранному языку представлена категорией взаимодействия участников данного процесса. Поскольку любой опыт приобретается только в процессе выполнения определенной деятельности, обучение иностранному языку должно быть организованно таким образом, чтобы обучающиеся могли приобрести реальный опыт, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка.

Уровень знания иностранного языка школьников должно определяться не только непосредственным контактом с учителем. Для того чтобы научиться иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в живых, естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсценировки, научные общества по интересам. Главное при этом - научить учащихся общаться, производить, создавать, а не только понимать иностранную речь, что возможно при изучении языков в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.

Иноязычное образование предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка. Необходимо не только знание предмета, но и владение методическим, педагогическим мастерством, стремление к творческой самореализации, к инновационной деятельности.

Ряд школ, где опытно-экспериментальной работой руководит кафедра, стали победителями конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Это МОУ «Гимназия №19» Приволжского района г. Казани, МОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани, МОУ «Гимназия №155» Ново-Савиновского района г. Казани, МОУ «Лицей №116» Вахитовского района г. Казани, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани, МОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района РТ, МОУ «Большекукморская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Кукморского муниципального района РТ, МОУ «Средняя образовательная школа №22 с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска РТ.

Кафедра тесно сотрудничает и с другими образовательными учреждениями города и республики. Среди них МОУ «Средняя образовательная школа №39» Вахитовского района г. Казани, МОУ «Средняя образовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани, МОУ «Физико-математический лицей №131» Вахитовского района г. Казани, МОУ «Средняя образовательная школа №3» Бавлинского района РТ, МОУ «Алексеевская средняя образовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района РТ, МОУ «Гимназия №94» Московского района г. Казани, МОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани, МОУ «Гимназия №122 с углубленным изучением английского языка», Московского района г. Казани.

Многие учителя иностранного языка этих школ стали победителями конкурса «Лучшие учителя» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Назовем лишь некоторые имена: учитель английского языка МОУ СОШ №18 с углубленным изучением английского языка» г. Казани Азалия Рафкатовна Уразметова, учитель английского языка МОУ «Гимназия №125» Приволжского района г. Казани Лилия Константиновна Маннапова, учитель английского языка МОУ «Гимназия №125» Приволжского района г. Казани Рудия Хафизьяновна Норкина, учитель английского языка МОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани Лилия Ивановна Шафикова, учитель английского языка МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина» Зеленодольского муниципального района Яруллина Елена Владимировна, учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Лениногорска» Лениногорского муниципальная района Людмила Вячеславовна Кошкина, учитель немецкого языка МОУ «Актанышская средняя образовательная школа №2» Актанышского муниципального района Гузалия Зуфаряновна Кашфиева, учитель английского языка МОУ «Средняя образовательная татарско-русская школа №113 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани Светлана Владимировна Кузьмина, учитель немецкого языка МОУ «Средняя образовательная школа №44 с углубленным изучением немецкого языка» г. Набережные Челны Гюзель Раисовна Мингазова. За три последних года победителями конкурса «Лучшие учителя» в Республике Татарстан стали 82 учителя иностранного языка.

Индикатором творческого и профессионального роста также являются учителей республиканские конкурсы «Учитель года». Участвуя в них, учителя иностранного языка совершенствуют свое профессиональное мастерство.

В республиканском конкурсе «Учитель года Республики Татарстан - 2010» приняли участие 10 учителей иностранного языка РТ: учитель английского языка гимназии г. Мензелинска Мензелинского муниципального района Э.В. Акимова, учитель английского языка Сабинской гимназии Сабинского муниципального района А. Т. Ахметгалеева, учитель немецкого языка МОУ СОШ №36 с углубленным изучением немецкого языка Авиастроительного района г. Казани Е. А. Берговская (абсолютный победитель), учитель английского языка Шармашинской СОШ Тюлячинского муниципального района К. А. Веретнева, учитель английского языка Мари-Суксинской СОШ Актанышского муниципального района И. В. Ирдуганова, учитель английского языка СОШ №2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Т. Г. Куколева, учитель английского языка СОШ №7 г. Бавлы Г. В. Миннуллина, учитель английского языка СОШ №10 г. Нижнекамск Л. Г. Салихзянова, учитель английского языка Старо-Дрожжановской СОШ Дрожжановского муниципального района Ф. А. Сибгатуллина, учитель английского языка СОШ №12 г. Чистополь О. Г. Филиппова.

Основной функцией школьного иноязычного образования является систематическое обучение и воспитание учащихся, направленное на овладение ими:

- иностранным языком как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания иной и своей национальной культур;

- иностранным языком как инструментом, позволяющим успешно ориентироваться в современном поликультурном и мультилингвальном мире.

Необходимо также:

  • обеспечить преемственность в преподавании иностранных языков на всех ступенях обучения;

  • ввести в учебный предмет элективные курсы на иностранном языке в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • активизировать новые формы внеурочной деятельности для создания языковой среды (использовать школьные лагеря, создавая лингвистические смены, где иностранный язык стал бы средством общения; проводить форумы иностранных культур; инициировать и поддерживать проекты, целью которых является повышение мотивации школьников к изучению иностранных языков);

  • разработать специальную программу по техническому оснащению кабинетов иностранного языка школ РТ.

Для обсуждения на секционных заседаниях рекомендуется определить круг вопросов в соответствии с задачами, стоящими перед современным иноязычным образованием.

Просмотров: 199 | Добавил: whapronce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz