Четверг, 25.04.2024, 00:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 27 » Практические занятия с учащимися по теме «Изобра
17:28
 

Практические занятия с учащимися по теме «Изобра

Глава 2.


Практические занятия с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».


2.1. Методика работы с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». (Творческий подход в подготовке к ЕГЭ.)


Выпускники школы обязаны знать, распознавать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка. В материалах Единого государственного экзамена эти знания пригодятся при выполнении заданий повышенной сложности: задания В-8 и при написании творческой работы части С. Задание В-8 проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного выпускником текста, чтобы более ярко и точно передать свои мысли и чувства.

Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С1, в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».

Стараюсь сделать так, чтобы наиболее сложный материал был интересно преподнесён, чтобы формы работы над трудной темой были разнообразными. Приглашаю познакомиться с некоторыми занятиями из копилки своей творческой лаборатории.


В творческой лаборатории

учителя русского языка и литературы

Митиной Натальи Анатольевны.


ЕГЭ ответственным и сложным

Стал испытанием для нас.

С подходом творческим, как можем,

Мы выпускной готовим класс.


У каждого свои находки,

Литературы всякой горы,

Свои ключи и разработки,

Идеи, памятки, опоры.


Ночами часто нам не спится

Весь год, особенно в конце.

Как прочных знаний, как добиться?

Как подготовить к части С?


Чтоб урок стал интересней,

В ход и мимика, и жесты.

И в учебном уж процессе

Тесты, тесты, тесты, тесты.


Надо нам объединиться!

У нас общие задачи.

Будем опытом делиться.

Всем ЕГЭ успешной сдачи!




«Творческий подход

в подготовке к ЕГЭ

по русскому языку».


П Р А З Д Н И К К Р А С О Т Ы.


^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА.


КРАСИВ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ!

И В РАДОСТИ, И В ГРУСТИ –

ОН ВСЯКИЙ РАЗ СО МНОЙ.

^ РОДНОЙ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ,

КАК РОДИНА, РОДНОЙ.


Какие средства выраженья!

Фигуры, тропы – просто клад!

Он развивается в движении,

Он просто сказочно богат!


Изучайте язык и любите!

Есть в нем красочных слов чемпион,

Наш любимец – известный Эпитет,

Добрый молодец. Вот же и он!


О, Гипербола! Ваше Величество!

Вы достойны похвал и внимания.

Даже звезды и свет электричества

Не имеют такого сияния.


Овации, улыбки и цветы!

Ведь он сейчас займет достойно трон –

Владыка безобразной красоты,

Контрастных слов кумир – Оксюморон.


Настало чудное мгновение:

Вот появилась мисс Градация,

Как нарастает напряжение,

Синонимичность в ней и грация.


Известно, мастер ярких фраз

Любимый троп наш Перифраз!

Вступает в предложения

Он в роли приложения!


Прельщает наши взоры

И эта королева:

Анафора! Повторы

В начале строчек слева.


А как же в речи без Сравненья!

Оно достойно уваженья!

Оно путем сопоставленья

Украсит мигом предложенье.


Появится - нарушит порядок слов обычный,

Встречались вы с фигурой такою симпатичной?

Эмоций не скрывает и резко выделяется,

Слова переставляет Инверсия – красавица!


Метафора – царица мира

И королева речи красоты!

Жить без нее не может лира,

Дружи с Метафорой и ты.


Средств языка не перечислить!

И всех красот не описать!

Как хорошо общаться, мыслить!

Язык родной любить и знать!


Всё начинается с любви.

Твердят: вначале было СЛОВО.

А я провозглашаю снова:

«Всё начинается с любви»!


Изучайте язык и любите!

В нём былинное волшебство,

Он и в книгах живой родник,

И надежд людских торжество.


Мы в царство Лингвистики

Всех приглашаем.

Чудес там и мистики!

Их открываем!

Нас Русский язык

Добродушно встречает,

Сокровищ своих

От друзей не скрывает.


В совершенстве его не постичь нам,

Как стихия наш русский язык.

Вносит каждый в развитие лично

Вклад. Изменяется он каждый миг.


На своих уроках я использую разнообразные методы и приёмы, способствующие лучшему усвоению материала, вызывающие интерес, повышающие любознательность и работоспособность учащихся. Одним из наиболее эффективных приёмов является сравнение, сопоставление изученного материала. Материал, заключённый в таблицах, способствует наглядному сопоставлению, а значит и более твёрдому заучиванию.


^ Практическая работа.

Изобразительные средства языка.

Проведите соответствие. Соотнесите номера.

1.антитеза

1.соединение противоречащих друг другу понятий (остроумно-глупое)

2.гипербола

2.новые слова, созданные автором произведения

3.инверсия

3.художественное, образное определение

4.аллегория

4.уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака

5.парцелляция

5.лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре словосочетание

6.эпитет

6.оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности речи

7.асиндетон

7.перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения

8.эпифора

8.противопоставление понятий, образов

9.ирония

9.художественное преувеличение

10.метафора

10.единоначатие

11.аллитерация

11.нарушение порядка слов в предложении

12.анафора

12.иносказание

13.градация

13.многосоюзие

14.полисиндетон

14.звукопись

15.литота

15.расположение слов в порядке усиливающего или уменьшающегося значения

16.каламбур

16.употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (скрытое сравнение, разновидность этого средства – олицетворение)

17.метонимия

17.игра слов

18.оксюморон

18.членение предложения на речевые единицы, следующие одна за другой после паузы

19.параллелизм

19.адресование высказывания неодушевленному предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу

20.перифраз

20.переименование, употребление названия одного предмета вместо другого на основании внешней или внутренней связи

21.плеоназм

21.насмешка

22.риторический вопрос

22.повторения в конце стиха, предложения

23.синекдоха

23.одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

24.сравнение

24.описательный оборот

25.фразеологизм

25.логическое излишество

26.троп

26.художественное преуменьшение

27.риторическое обращение

27.вопрос, на который не ожидается ответа

28.фигура речи

28.употребление слова в переносном значении

29.неологизмы

29.бессоюзие








^ ДОМАШНЯЯ РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА.


Продолжают работу с изобразительно-выразительными средствами языка ребята дома. Работают с средствами массовой информации, с произведениями художественной литературы. Вот пример одной из таких работ.


Художественно – изобразительные средства языка.

По страницам районной газеты «Маяк».


Эпитеты.


честной народ

восьмидесятая весна

волшебница зима

праздничная атмосфера


Метафоры.


Он говорил языком беспощадной статистики.

Самбисты оттачивают мастерство.

Такая чистота царила!

Танец с судьбой.

... неся за своими плечами серьезный багаж знаний.

Среди густых лесов притаилась деревня.

Засуха задушила озимые.

А совсем рядом полыхал пожар войны.


Гиперболы.


«Красуются» горы мусора.

За тридевять земель в Алтайский край.

Ее красотой невозможно налюбоваться, она не по земле шагает, а парит.


Метонимия.


Отдел принял участие в разработке рекомендаций по теме.

Ждут помощи от частных лиц.

Железная дорога расплачивается за лихачество нерадивых водителей.


Парцелляция.


Мы проводили акцию по сбору вещей детям из неблагополучных семей... . и приняли участие в создании базы данных о молодых семьях района.


Инверсия.


Тронула сердца бывших отважных воинов праздничная атмосфера.


Градация.


Обладает какой – то силой духа, воли, притягательностью и магнетизмом.


Сравнения.


50 молодых выпускников, словно бабочки, разлетелись по всей стране.

Компьютеры входят в нашу жизнь, как когда-то вошла в нее зубная щетка.


Фразеологизмы.


Дочь помогла матери поднять на ноги младших детей.

Далеко идти не пришлось.

До города рукой подать.

«Урожай» оказался крепким орешком.


Риторические восклицания.


Да не оскудеет рука дающего!

Нам, ой, как трудно было!


2.2. Практические работы и уроки развития речи.


Практические работы.


Практическая работа №1.

Изобразительно-выразительные средства языка.


Определить средства выразительности:


1.Если хочется пить, то колодец копай

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.


2.За нами – штормовая тишина!

Холодным станет зной!


3.Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь.


4....И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.


5.Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?


6.И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.


7.Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.


Практическая работа № 2.

Изобразительно-выразительные средства языка.


Определить средства выразительности:


1.Оса жужжала.

Обнажала

Жало, а встретила Шмеля

И хвост поджала.


2....Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!


3.Надо мной

Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака...


4.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.


5.Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры, был монастырь.


6.И сбежались с уральской кручи

Горностаевым мехом тучи.


7.Туч вечерних червонный ковер

Самоцветными несся шелками.


Урок-практикум

по теме:

«Изобразительно-выразительные средства языка».

Тропы и стилистические фигуры.

Словарный диктант – тезаурус.

1.МЕТАФОРА - употребление слова или выражения в переносном
смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

2. СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить
одно из них при помощи другого.

3. ЭПИТЕТ - образное определение.

4. МЕТОНИМИЯ- троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.

5. ГИПЕРБОЛА - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.

6. ЛИТОТА - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

7. ИРОНИЯ - троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному.

8. АЛЛЕГОРИЯ - выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе.

9. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

10. ПЕРИФРАЗА - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.

11. АНАФОРА - повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.

12. ЭПИФОРА - повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

13. АНТИТЕЗА - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

14. ГРАДАЦИЯ - такое расположение слов, при котором каждое
последующее содержит усиливающее значение.

15. ИНВЕРСИЯ - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.


^ Используя словарный диктант-тезаурус, определите тропы и стилистические фигуры.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

^ Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех, ничтожней он.

(А.С. Пушкин, «Поэт»)


…ветреное племя

растёт, волнуется, кипит

и к гробу прадедов теснит.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)


Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

(М. Цветаева, Из стихов о Москве)


И вы подобно так падёте,

Как с древ упавший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт.

(Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)


Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

( А.С. Пушкин, «Поэт»)


У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова.

(Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)


Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,

А там лазури тающая нежность…

Как будто из действительности чудной

Уносишься в волшебную безбрежность.

(А.А. Фет, «Горное ущелье»)


Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нём уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

(Е.А. Баратынский, «Признание»)


Скажи, кудрявый сын лесов священных,

Исполненный могучей красоты,

Средь камней, соков жизненных лишенных,

Какой судьбою вырос ты?

(В. Кюхельбекер, «Клён»)


Такой нам надобен язык, как был у греков,

Какой у римлян был и, следуя в том им,

Как ныне говорит Италия и Рим.

(А. Сумароков)

Он человек! Им властвует мгновение,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

^ Он взял Париж, он основал Лицей.

(А.С. Пушкин)


И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз

(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)


Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём Божьем свете.

(А. Блок, «Двенадцать»)


В те дни, в таинственных долинах,

Весной при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

^ Являться муза стала мне.

(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)


Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И.А. Крылов, «Стрекоза и муравей»)


Где ты, где ты, гроза царей,

^ Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

(А.С. Пушкин, ода «Вольность»)


Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

(Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)


Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой друг! Мы не тому виной.

(Н.М. Карамзин)


Ни полный гордого доверия покой,

^ Ни темной старины заветные предания

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

(М.Ю. Лермонтов, «Родина».


Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа "Косцы» И.А. Бунина "


Тема: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы» (11 класс)


Цель:

Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.


Задачи:

1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка;

2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать;

3) эстетическое воспитание на текстах художественной литературы: И.А. Бунин «Косцы». Культура речи, умение слушать, т.е. коммуникабельность.


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний по языковому анализу текста, модульный.


Вид урока: Анализ текста художественного стиля.


Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.


Оборудование: текст, план анализа текста, технологическая карта.


Межпредметные связи: литература.


Структура урока.

Сообщение темы, постановка цели.

Блок «вход» - актуализирующий контроль (опора на знания и способы действия, которые необходимы для усвоения всего проблемного модуля).

Творческий блок. Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы».

Блок обобщения.

Блок выхода. Домашнее задание.


Ход урока.

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.

3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.


Входной контроль.


Вступительное слово учителя. Записывание эпиграфа в тетрадь.


- Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!

Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем в карту).


В каждом слове – бездна образов.

К. Паустовский


Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка.


  1. В чем заключается природа словесной образности?


Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).


  1. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям.


Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…


  1. Что такое тропы, назовите их.


Ответ: троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.


  1. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.

Ответ: СФ – это языковые единицы, сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.


Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.


Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономазия.


Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора


Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия


Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон


Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция


- Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной выразительной.


А сейчас мы переходим к творческому блоку, и наша цель – анализ прозаического текста. Давайте обратимся к плану нашей работы.


План анализа текста.


1. Выразительное чтение.

2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).

3. Анализ изобразительно-выразительных средств.

4. Выражение своего отношения к тексту.


1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только eё душа могла петь так, как пели косцы, в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________


Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».


В каждом слове – бездна образов.


К. Паустовский


Интегрирующая цель

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.

3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.


Цель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

1.1.В чем заключается природа словесной образности? _______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


1.2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определения 1-2 понятиям.


_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


1.3. Что такое тропы, назовите их.


_______________________________________________


_______________________________________________


1.4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.


_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


Анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы»


Цель: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.


2. 1. Выразительное чтение текста. Работаем 2 минуты. Взаимоконтроль.


2.4. Тропы.


В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов? Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»?

Звуки

Чувства

Краски

Запахи


«звучность березового леса» (метафора);


«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);


«пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты)


«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза)


«чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» ()метафора


«откликающаяся даль» (метафора)


«глубиной леса» (метафора) «были дети своей родины» (метафора)


«хорошо, спокойно и любовно» (эпитет)


«этот наш общий дом была - Россия» (метафора)


«… ее душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение)


«чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора) «предвечернее время» (эпитет)


«этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет)


«широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры) «полевой воздух» (эпитет)


«свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора)


2.5. Стилистические фигуры. Время выполнения 5 минут.


Контроль в парах.


Пример.

Анафора: 1,2,34,..6 предложения


Параллелизм: 1,2,3,4,5,6 предложения


Градация (восходящая): 1,2,3,4,5,6


Полисендитон: 2,3,4,5,6,7,8,9,10


Повтор местоимений: 3


Эллипсис: 8 предложение


Парцелляция: 5 предложение


Периоды. Однородные члены предложения. Значительная, эмоциональная нагрузка, усиливает выразительность, параллелизм строения.


Резко выделяется содержание. Идет нарастание содержания.


Нарастание смыслового и эмоционального значения.


Придает тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание.


Фиксирование внимание, подчеркивание важнейшей мысли


Придает динамизм, интонацию естественного разговора.


Выделение основного, самого главного.

Обобщение


Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина

Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка».

Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу.


Выходной контроль


Цель: закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя.


Задание: При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра.


______________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________ Время выполнения 3 минуты.


Контроль в парах.

Резюме.


Оцени себя.


Заключение.


Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово не только в состоянии передавать мысль во всех её оттенках и тонкостях, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова – великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее долгих и отвлечённых рассуждений. И очень многие приёмы работы над словом, накопленные долголетним опытом, сводятся именно к тому, чтобы шире и глубже использовать изобразительные средства языка.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости:

Язык разум открывает.

Правда суда не боится.

Яркой и образной делают они речь.

Язык – это дар, который нам дан природой. Русский язык действительно красив, эмоционален и ярок, но для того, чтобы им овладеть, нужны годы кропотливого труда.

Л.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

В языке народа заложена музыка его души со всеми нюансами и оттенками человеческого сердца.

«С русским языком можно творить чудеса», - высказывался К.Д.Паустовский.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем самым строительным материалом, без которого не может быть создано художественное произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, предать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота – в произведениях художественной литературы, и всё это достигается художественными средствами языка.

Тропы и стилистические фигуры помогают добиваться в речи удивительной выразительности. Важно, чтобы каждый из нас умел использовать богатства родного языка. Яркому, звучному и свежему слову не устанешь удивляться. Эстетическая функция языка и состоит в том, что он может напоить наши души целительным бальзамом красоты. Способствуют же этому изобразительно-выразительные средства языка.

Так давайте учиться у мастеров слова говорить и писать выразительно, учиться языковому мастерству.

Слово даже с нулевой стилистической окраской в определённом контексте, под пером мастера, может «проявиться» и ярко зазвучать.

В качестве иллюстрации можно привести практически любой высокохудожественный текст, такой например:

^ Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

В этом отрывке О.Мандельштама нет ни одного стилистически окрашенного слова. Все нейтральны. Но как выразительно каждое из них, как живописно! Как точно и тонко передают они настроение, чувства, выражаемые поэтом!

Чем больше средств для выражения понятий, тем богаче язык. Процесс изучения, постижения родного языка нескончаем, так как нескончаемы глубины и богатства родного языка, в их числе и его изобразительно-выразительные средства: тропы и стилистические фигуры речи.


Список использованной литературы:


  1. Малюшкин А.Б, Икконицкая Л.Н. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы», Москва, 2004.




  1. Сенина Н.А. «Русский язык. ЕГЭ 2006. Вступительные экзамены», Ростов-на-Дону, 2005. Серия «В помощь выпускнику».




  1. Солганик Г.Я. «Русский язык. 10-11 классы» (Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев, гимназий.), Москва, 1995.




  1. Фёдорова В.А «Примерные билеты и ответы по русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2003-2004 учебном году», Москва, 2004.




  1. Цыбулько И.П., Львова С.И. «Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Репетитор», Москва, 2008.



П р и л о ж е н и е.







Просмотров: 6259 | Добавил: whapronce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz